Красноярское время
17:03
Суббота, 25 Сентября
Курсы валют
сегоднязавтра
85.20 85.68
72.72 73.01
Котировки
РТС 1747.56 3.44
ММВБ 4038.23 17.14
Brent 78.07 0.22

Новый СанПиН: держитесь, школы!

08:4425.01.2021 834

С 1 января 2021 года стали действовать новые санитарные правила для образовательных учреждений. Предыдущие были приняты в 2011 году, и на них опирались контролирующие органы ни много ни мало целых девять лет. Новый СанПиН ограничен 2027 годом. Какие же сюрпризы приготовили чиновники учителям и директорам школ в этот раз? Давайте разбираться.

 

Информационный спонсор:
телеграм-канал «Здравый Смысл».
Ещё больше информации
на https://teleg.run/zmysl

 

Smart доска, куда ты лезешь?

Если идти по порядку, то первый пункт, который вызывает недоумение, – это про оборудование помещений для учебного процесса. А именно – раздел о классных досках. В современных школах, помимо стандартных меловых, есть ещё навороченные интерактивные доски – их называют smart-доски. Это большой сенсорный экран, который работает либо автономно (как ПК), либо подключается через ноутбук. Его ещё используют как экран для видеопроектора. Несмотря на дороговизну (стоимость smart-доски от 100 до 160 тыс. руб.) каждая уважающая себя школа нашла возможность приобрести в классы такую навороченную игрушку. В предыдущем СанПиНе по поводу интерактивных досок было прописано два предложения: «Допускается оборудование учебных помещений интерактивной доской, отвечающей гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проецированного экрана необходимо обеспечить равномерное освещение». То есть она может быть в классе, главное, чтобы освещалась правильно. Всё. Теперь условия размещения такой доски изменились: «Интерактивная доска должна быть расположена по центру фронтальной стены классного помещения». И никого не волнует – какой доской ты пользуешься чаще. Например, в начальной школе больше пишут мелом (там для удобства доска даже разлинована на квадратики), а smart-доска прикреплена к стене слева как вспомогательная. Теперь, чтобы интерактивная доска осталась в классе на законных основаниях, нужно меловую доску распились, раздвинуть, а посередине поместить экран, которым, кстати, в началке можно пользоваться не дольше 10 минут, а за урок – не более 20 минут.

Есть, конечно, прогрессивные и предусмотрительные учителя (например, иностранного языка), которые активно пользуются интерактивными досками и давным-давно повесили экран по центру, а с боков – по две узкие меловые доски. Этим даже перестраиваться не придётся. А всем остальным нужно будет выбирать – либо мел, либо маркер. Если мел, то взамен интерактивной доски надо покупать экран для видеопроектора (про него, кстати, ничего в СанПиНе не сказано, он может висеть где угодно) – без него учебного процесса не будет вообще. Такой, правда, стоит недорого – 5 тыс. руб., но всё равно это траты для школы. Либо поотрывать все провода и превратить smart-доску в обычный экран для мультиков.

 

Компы, планшеты и онлайн

По поводу электронных средств обучения сказано, что к таковым относятся компьютеры, ноутбуки и планшеты. Мобильные средства связи для образования не используются. То есть никаких смартфонов. Использование ноутбуков в началке возможно только при наличии дополнительной клавиатуры. Минимальная диагональ экрана компьютера и ноутбука – не менее 39,6 см, планшета – 26,6 см. Понятно, что не все попадут в эти размеры. «Мы начали измерять мониторы, – говорит директор лицея №103 «Гармония» (Железногорск) Елена ДУБРОВСКАЯ, – у нас диаметр меньше. В школе 200 компьютеров. Нам их выкинуть теперь?»

Всё то же самое относится и к онлайн-обучению. В прошлом СанПиНе ничего не было сказано про дистанционку, теперь всё прописано до мелочей: занятия не позднее 18:00, не более 40 минут, расстояние от монитора до глаз – 50 см, обязательное проветривание, правильное освещение, по росту подобранные стол и стул, и, боже упаси, смартфон в руках. Только как это проверить? В квартиру-то проверяющих никто не пустит.

 

Ты сиди за партой стройно

Гуляло в советское время такое стихотворение: «Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно». В прошлом СанПиНе были обязательными для началки наклонные парты, которые, считается, сохраняют детям осанку и зрение (цитата): «Основным видом ученической мебели для обучающихся первой ступени образования (1–4 класс) должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости». Только так.

Школы вывернулись наизнанку и закупили наклонные парты Эрисмана, притом что они чуть ли не в два раза дороже обычных. В новом СанПиНе про это ни слова. Просто должна быть парта и всё. Без разницы – какая. Поэтому вполне вероятно: школы начнут отказываться от того, что им навязали ранее. А как скажется многочасовое пребывание детей за плоской партой – ещё неизвестно. Скорее всего, всё-таки негативно.

 

Продлёнка и спортзал

В правила организации группы продлённого дня для шестилеток тоже внесли изменения. Одно облегчили, другое усложнили. В прошлом СанПиНе сказано, что «спальные комнаты для первоклассников должны быть раздельными для мальчиков и девочек». Вот только где набрать столько комнат? Интересно, на какие школы рассчитаны такие нормы? В Железногорске или Красноярске, например, не каждая школа позволила себе сделать группы продлённого дня – именно из-за нехватки помещений. Те, кто всё-таки их открыли, нашли выход из положения: изготовили раздвижные ширмы, которые делят спальню на две части. Теперь этот пункт из СанПиНа убрали. Спите, дети, вместе.

Но появился другой пункт: «Допускается оборудование спален раскладными кроватями с жёстким ложе или трансформируемыми кроватями, не превышающими трёх уровней и имеющими самостоятельный заход на них». В железногорском лицее №103, например, используются такие трёхуровневые кровати-трансформеры – всё как положено. Проблема только с «заходом на них». Потому что на второй и третий уровни дети забираются… топая по чужим постелям. Зато этот способ вполне безопасен – они никуда не свалятся. Самостоятельный заход – сбоку должен быть стульчик или ступеньки, с которых первоклашки и начнут падать. Это не говоря уже о том, что школе придётся раскошелиться на изготовление оных.

Подробно расписаны в СанПиНе правила использования спортивных залов. От раздевалок для мальчиков и девочек до режима проветривания – когда окна в зале должны быть открыты, а когда наоборот. «При размещении спортивного зала выше 1-го этажа проводят шумоизоляционные мероприятия, обеспечивающие нормируемые уровни шума в смежных помещениях». То есть в спортзале должен быть сделан ремонт с использованием шумоизоляционных материалов. Сейчас часть школьных директоров точно схватятся за голову. Спасибо, что не заставили перенести спортзал со второго этажа на первый.

 

С соплями в школу нельзя

Многие пункты в новый СанПиН перекочевали из постановлений Роспотребнадзора. Осталось из прошлых санитарных норм, например, что «после перенесённого заболевания дети допускаются к посещению при наличии медицинской справки». Но добавился пункт: «Лица с признаками инфекционных заболеваний в объекты не допускаются». Это касается не только детей, но и педагогов. При температуре, кашле, насморке, чихании будут отправлять домой. Имеют полное право. Что будут делать аллергики, у которых сезонный полиноз, пока не ясно, видимо, пить антигистаминные препараты и убирать симптомы. Зато мамочки, которые не хотят садиться на больничный, потому что нужно зарабатывать деньги, не смогут спихивать детей в школу и садик, подставляя при этом остальных.

 

Закон – что дышло

Как сейчас школы будут выполнять новые санитарные нормы – покажет время. Скорее всего, никак. Ведь законы и существуют для того, чтобы их обходили. Если почитать повнимательнее предыдущий СанПиН, становится понятно, что половина норм школами и детскими садами просто игнорировалась. Все эти указиловки значатся только на бумаге, и зачастую наиболее продвинутые родители сами требовали выполнения предписанных санитарных правил. Сейчас директора школ и учителя окажутся на раскалённой сковородке, пытаясь выполнить отдельные пункты, которые кто-то в Москве посчитал единственно правильными.

– Вот как соблюсти баланс между учебным планом и требованиями СанПиНа? – вопрошает директор школы №100 (Железногорск) Владимир ЛЮТО. – Нагрузку снизить, как предписывает СанПиН, – это хорошо, но как выполнять учебный план и, соответственно, Федеральный государственный образовательный стандарт?

Действительно, как? Придётся искать варианты. Ведь все нормативы придуманы не для того, чтобы облегчить жизнь, а совсем наоборот – чтобы её усложнить. Вечное преодоление препятствий – это по-нашему, по-русски. А то совсем скучно будет.

 

× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.