Красноярское время
15:49
Суббота, 25 Сентября
Курсы валют
сегоднязавтра
85.49 85.20
72.88 72.72
Котировки
РТС 1747.56 3.44
ММВБ 4038.23 17.14
Brent 78.07 0.22

Почему я буду смотреть новости ГТС, а не «Эридана»

01:4306.10.2020 1410

Я не смотрю телевизор. В принципе. Потому что, во-первых, и так ощущаю информационный перегруз, а во-вторых, практически все каналы ангажированы властью, так что правды там нет ни на грош. Не смотрю и местные новости. Потому что давным-давно убедилась, что качество телевизионного продукта в Железногорске оставляет желать лучшего.

 

Информационный спонсор:
телеграм-канал «Здравый Смысл».
Ещё больше информации
на https://teleg.run/zmysl

 

А тут и жители стали жаловаться на «Эридан» (благо, я подключена к сетям ГТС), не нравятся им новости, качество вещания и т.д. Что ж такого показывает «Информ-экспресс» возмутительного? Пришлось, конечно, потратить время, чтобы отсмотреть то, что выходит у коммерческого телевещателя «Эридана», а заодно и муниципального ГТС (хорошо, что есть интернет, куда выкладывают все программы), и сделать сравнительный анализ. И как дважды бывший главный редактор телевидения могу вынести свой вердикт.

 

Кого вы, Мама, понабрали?

Ещё год назад на «Канале 12» работала вполне себе слаженная команда. Конечно, люди уходили в декрет, увольнялись, но им быстро находили замену. Те сюжеты, которыми мы, газетчики, изредка пользовались для получения информации, отторжения не вызывали и сделаны были вполне приемлемо. Вначале года, после конфликта главного редактора «Канала 12» Людмилы Кротовой с городской администрацией, когда ей пришлось оставить пост директора МП «Инфоцентр» и вернуться в коммерческое СМИ, весь состав «Информ-экспресса» перекочевал на муниципальное телевидение. Переманили – не переманили – это уже другой вопрос. Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. И теперь в «Информе» стало совсем всё плохо, ибо чтобы вырастить телевизионные кадры (так же, как и газетные) – нужно время, лет десять.  То, что я увидела, с трудом поддаётся описанию, и назвать это телевидением нельзя даже с большой натяжкой. Какое-то деревенское хоум-видео, которое делают люди, понятия не имеющие ни о работе с камерой, ни о монтаже, ни о закадровом тексте. Такое ощущение, что их отлавливали в переулках, снимали с шестов в ночных барах, вытаскивали из подсобных помещений и ещё не знаю откуда. Теперь они делают «новости», даже не подозревая, какая низкосортица у них получается на выходе.

Если они считают, что набор статичных картинок, по сути, фото, которыми переклеено полсюжета, тянет на видео, то дальше у меня вопросов больше нет. В кадре должно быть движение – это азы съёмок и монтажа. Можно не говорить про русский язык, который, судя по всему, плохо знают все, в том числе и кандидат филологических наук Людмила Кротова, поскольку должности у говорящих в кадре людей подписаны «от фонаря»: «Заместитель Директора СЮТ», «Депутат законодательного собрания края». Слово «директор» почему-то с большой буквы, а «Законодательное Собрание» – всё с маленькой. Ну и «пресс-служба» пишется не с одной, а с двумя «с», если что.

И первое, что бросается в глаза, – огромные «синхроны». Для тех, кто не знает ТВ-терминологии, – это говорящие головы в кадре. Они могут вещать не более 25-30 секунд (это талдычат на всех учёбах и отправляют сюжет в корзину, как брак, если не соблюдено это правило). В «Информе» синхрон занимает и полторы минуты, и даже три – по сути, весь сюжет. То есть, вся программа – содержимое корзины. Здорово так придумали: зачем париться и писать закадровый текст, если можно поставить человека перед камерой, и он наговорит тебе о-го-го сколько! Потом вырезаешь кусок минуты на три, а то и четыре, и – оба-на! – сюжет готов. Поработал корреспондент подставкой для микрофона, и на этом миссия его закончилась. Получил гонорар за то, что ножками потопал, а интеллектуальную часть сделали другие. Ну правильно, когда своих мыслей нет, записываем чужие.

Прекрасный пример такой халтуры - сюжеты про СЮТ, которые шли аж три дня подряд: про общественные туалеты, которые не построили для журналистов «Информа», о кружках и о приезде мобильного «Кванториума». Мало того, что все тексты, как обычно, оттарабанили говорящие головы, так ещё и те три слова, что журналист сказал за кадром, переклеены одними и теми же кадрами. Может, мы бы и не поняли, что видео одинаковое – СЮТ, да и СЮТ - если бы не действующие персонажи в нём: на переднем плане всё время выходит одна и та же тётка с клюкой и в лёгком платьице (в октябре-то!). Это называется: мы торопились, забыли подснять видеоряд, пользуемся архивом.

Есть такой приём в построении сюжета – живой звук, то есть пускают видео как есть, «живьём», без закадрового текста. Его используют обычно вначале, и длится он 5-7 секунд. Ну, это в нормальных программах. В «Информ-экспрессе» он неограничен по времени: в сюжете про яму возле «Аквариума» живой звук занял 30 секунд, про День музыки в «музыкалке» – 48 секунд. Эдакое затянутое бессловесное начало, от которого зритель впадает в спячку.  

Странные сюжеты «Информа» отличает от нормальных и полное отсутствие интершумов – это набор звуков, который как бы на «заднем плане». То есть, если это стадион, мы должны слышать крики болельщиков, свист судьи, удары по мячу; если это учреждение – то стук дверей, цокот каблуков, разговоры в коридоре и так далее. А когда сюжет делается при полной тишине, и звук, простите, как из глухой бочки, то ощущение, что в этой бочке вместе с корреспондентом сидишь ты сам.          

Но это всё мелочи по сравнению с тем, какие персонажи делают сюжеты и появляются в кадре. Где взяла Ксюшу Руденко (на фото) Людмила Георгиевна, можно только догадываться. Потому что трудовая биография этой девушки-депутата очень богатая: и ночной бар, и маникюр-педикюр-ресницы-брови, и какие-то подсобные работы. На неё только посмотришь – сразу видно: человек упорно работал над собой, так что от неё самой уже ничего и не осталось. Теперь она тележурналист и ведущая со всеми вытекающими последствиями: дефект речи, полное отсутствие интонирования в текстах, прокуренный голос. Достаточно одного сюжета, чтобы понять: Ксюша – это психическое оружие для зрителя, кровь из ушей и слёзы из глаз.

Чуть-чуть поприятней Екатерина Мороз. Терпимый голос и сносная внешность. Но, увы, это не телевизионный типаж. Может, где-нибудь в бухгалтерии Катя Мороз и хорошо бы смотрелась, но не в новостной программе, где существует ещё и жёсткий возрастной ценз. Женщина-журналист (в отличие от мужчины) может появляться в кадре, пока ей не стукнет энное количество лет. Людмиле Кротовой стукнуло уже раз пять, но это её нисколько не смущает. Катя Мороз тоже выросла из штанишек юных тележурналисток и ведущих, но, как и Людмила Георгиевна, считает, что всё у неё хорошо. Да плохо всё у вас, дамы! Хуже просто некуда.

Про идеологию «Информ-экспресса» нужно писать отдельный материал. Когда власти виноваты абсолютно во всём – это вызывает подозрение и подрывает доверие к программе. Не может вице-мэр Сергейкин отвечать за то, что солнце встало или село, за снег за окном и тучи над городом. Это попахивает дешёвой, непрофессионально исполненной заказухой. Чем делать такую программу – лучше уйти из профессии совсем и не позориться. Потому что шитые белыми нитками разоблачения уже понятны абсолютно всем. За ними стоят оскорблённое эго, месть и жуткая обида на власть, что то, что не захотела принять нечестные правила игры.   

 

«Свежее ТВ» - форева!

В отличие от «Информ-экспресса» у муниципалов на удивление всё хорошо. При том, что ещё год назад совсем было плохо. Спасибо Людмиле Георгиевне, что навела порядок в МП «Инфоцентр», куда её с дуру поставила директором городская администрация. И хоть продержалась она там всего полгода, но миссию свою выполнить успела. Зачистила до нуля коллектив, собранный, как и сейчас в «Информе», где-то по сусекам из людей, не имеющих к журналистике никакого отношения. После конфликта с властью и отползания Кротовой обратно в «Информ», МП «Инфоцентр» укомплектовался крепкими кадрами и начал выпускать качественные, профессионально сделанные программы. Хорошая студия, двое ведущих на новостях – мальчик и девочка, пять (!) ведущих на программе «Кстати». В сюжетах хороший закадровый текст, где нет, как в «Информе», двойных деепричастных оборотов, нагромождения свистящих и шипящих звуков, на которых у корреспондента начинает заплетаться язык. Интершумы на месте, время синхронов выдержано по учебнику и говорящих людей в сюжете не один, а три-четыре. А это, скажу вам со знанием дела, тяжёлый труд: записать каждого минут на десять, потом отсмотреть, выбрать нужный кусок, вставить его по смыслу в закадровый текст и всё это соединить в логическую цепочку. Это добротная журналистская работа. Есть стендапы, когда журналист с микрофоном появляется в сюжете – это тоже дополнительный напряг и показатель профессионализма. Нужно заранее, на месте репортажа, составить в уме текст и озвучить его на камеру.

Темы в сюжетах раскрыты, проблема везде показана со всех сторон – причина, что сделано, какой выход. Нет истерии по поводу того, что такой-сякой Сергейкин не убрал несанкционированные свалки (на что требуется 100 млн руб.) - не продал квартиру, машину, почку и на эти деньги не избавил нас от мусора. Здесь нет откровенного вылизывания власти, как это было раньше, и чувствуется, что у журналистов есть определённая свобода в выражении своего мнения и создания объективной картины мира.  

В сетях ГТС, которая работает по договору с МП «Инфоцентр», выходят не только новости и традиционная «Кстати». Есть аналитическая программа «Причина и следствие» и «Железногорск православный», где настоятель собора Михаила Архангела, отец Роман Нещерет отвечает на вопросы телезрителей. Это и называется местное телевидение. И думаю, у них получится сохранить и преумножить то телевизионное наследие, которое удалось спасти и вытащить из-под влияния великой и ужасной («великой» можно вычеркнуть) Людмилы Георгиевны Кротовой. На сём обзор и закончим. Не знаю, как вы, а я буду смотреть новости ГТС (в 20:20 на канале «МИР 24», 23-я кнопка) и получать от этого удовольствие. И ни за что больше не открою в интернете сюжеты «Информ-экспресса», ибо в нынешнем виде эта программа вредна для здоровья.   

× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.