Красноярское время
02:47
Среда, 29 Сентября
Курсы валют
сегоднязавтра
85.68 85.04
73.01 72.66
Котировки
РТС 1756.26 28.79
ММВБ 4065.46 44.2
Brent 78.75 0.1

Индия: жизнь взаперти

15:0624.07.2020 1324

Продолжение. Начало.

Что может быть хуже пандемии? Только пандемия на чужбине. В этом на собственном опыте убедился железногорец Илья БАННИКОВ, который рассказывает о том, как оказался в Индии во время вспышки коронавируса.

 

 Информационный спонсор: 
телеграм-канал «Здравый Смысл».
Ещё больше информации
на https://teleg.run/zmysl

 Полицейские воспитывают

- Жизнь в стране замерла, ничего не происходило. Когда первый шок прошёл, мы понемногу стали понимать, что делать, как себя вести. Помню, на бумажке писал: «Я, Банников Илья, живу там-то, там-то иду туда-то, туда-то. Обязуюсь вернуться в 17:00». Никто эти бумажки у нас не проверял, да и полиции на улице практически не было – все сидели по домам.

Вообще, в Индии высокая дисциплина и крайне редко встретишь полицейского с пистолетом. Иногда только при них бывают бамбуковые палки. Носить с собой оружие нет необходимости, потому что полицейский, как и военный, в этой стране – очень почитаемая профессия. Стражей порядка слушают не потому, что у них есть бамбуковая палка, а потому что их уважают, это очень крутой статус. Если ты полицейский – значит, точно хороший человек. К ним всегда можно подойти, пообщаться, посмеяться. Главное - не нарушать режим. Да, нарушителей карантина они действительно ловили, порой даже заставляли отжиматься и приседать. Но в том-то и разница, что в России пришлось бы для этого отряд Росгвардии подогнать, а в Индии один полицейский может спокойно справиться с десятком человек - они его будут слушаться.

Был такой момент: в Ришикеше ввели запрет на посещение прибрежной зоны Ганга, но несколько туристов всё равно туда поплелись. Их остановили и заставили 250 раз написать «Stay Home», то есть «Сидите дома». Конечно, могли наложить штрафные санкции, наказать. Но там совсем другое отношение к людям - воспитательный процесс идёт.

Меня тоже один раз предупредили. Я солнце ходил провожать на берег океана, подошёл ко мне полицейский и сказал: «Нельзя ни в коем случае». Я ответил ему: «Конечно». А потом ещё раз попался.  Он на меня не кричал, нет, просто говорил уже совершенно другим тоном, после которого я понял: больше нарушать ничего не буду. Не потому, что мне стало страшно (у него с собой даже палки не было), а потому что я его зауважал.

 

Стало стыдно

- Наш локдаун реально был жёстким, всё закрыли. Работал единственный магазин поблизости под названием «Кришна». Ещё один располагался в другом районе – в пяти километрах от нас. Людей не было, кругом тишина, первые недели две улицы были пустыми полностью.

Комендантский час соблюдать не очень хотелось, потому что солнце садится в 16:30, а темнеет в 19:00. Выехал в магазин, хочется ещё проехаться - на океан посмотреть, на волны. Как-то я так и сделал: прямо с сумками туда рванул. Но это было только раз – потому что мне стало стыдно. Ну, представьте, еду на байке, а индусы стоят за заборами своих домов, на меня смотрят. У них ведь принцип солидарности, общности, вот и не нарушают карантин. А ведь они хозяева... Мне – гостю - стало перед ними неудобно. И я больше правила никогда не игнорировал.

 

Эвакуация за 134 тысячи

- Когда 25 марта Индия закрылась, для всех русских, кто там был и захотел вернуться на Родину, началась реальная жесть. Рейсы «Аэрофлота» в этот период - полная жуть. Как в кино: пассажиры самолёт берут с боем, мест не хватает, ажиотаж. Ценник эконом-класс достигал уровня в 134 тыс. руб.! «Аэрофлот» - мощная безжалостная структура, которая просто пыталась заработать. На вывозных рейсах работала также компания «Глобус», у них билеты стоили по 65 тыс. руб. – тоже совсем недёшево, особенно если прикинуть на семью из трёх человек. Это потом на ТВ эти рейсы называли «эвакуационным». Какая эвакуация? Бегство!

Дальше – хуже. Границы позакрывали, люди просто не знали, что с этим делать. На тот момент в Индии оставалось около 7000 россиян. На 4 апреля «Уральские авиалинии» объявили рейс. Все засобирались, мы – нет, потому что не могли бросить собак. Решили, что у нас всё равно куплены билеты на поезд, поедем до Дели.

Если честно, было ощущение невероятности происходящего - трудно поверить, что в мире могут закрыться страны. А в Индии в карантине были все города, все дистрикты, все райончики.

Страна заселена очень плотно - редко можно между городами найти такое расстояние как от Железногорска до Красноярска. Представьте – городок, после него может быть километр свободного пространства, потом сразу же следующий городок. Здесь не получается разогнаться и проехать хотя бы 30 километров со скоростью 120 км/ч – кругом населённые пункты. И все закрыты.

Так вот, наступает 4 апреля, люди сидят на чемоданах и ждут. А около 23:00 им объявляют, что рейса не будет, он перенесён на 8-е число. Народ в панике покупает новые билеты, платит деньги…

 

Квота на спасение

- Почему так произошло? Во-первых, правительство вложило в мероприятия много денег, счёт шёл на миллиарды. Я думаю, «Аэрофлот» просто под себя всё это подмял. А во-вторых, Роспотребнадзор установил квоту на въезд в Россию. Типа врачи не успевают проверять всех возвращающихся, поэтому въезд ограничили – Шереметьево принимало до 500 соотечественников в сутки, и по 200 человек региональные международные аэропорты - Красноярск, Новосибирск и др.

В итоге, образовалась новая система: Минсвязи поставили на организацию вывозных рейсов, подключились МИД, консульства, здравоохранение, Минздрав, начала складываться какая-то логистика. Первые две недели система вывозных рейсов реально протормаживала, но затем ситуация стала понемногу выправляться.

Но даже когда всё стало отстраиваться, мы не могли улететь из-за собак – считай, попали с ними в «ловушку». Потому что собаки в Индии могут отправиться в заграничное путешествие только из шести воздушных гаваней. При этом при себе надо иметь кучу документов, подтверждающих ветеринарный сертификат, чипы, разные бумаги. Последний документ надо было получать в аэропорту – подтверждение, что документы принадлежат именно перевозимой собаке. Ближайший город, где их делали – Бомбей. Но удалённо выдавать бумаги там отказывались, а привезти собаку туда было невозможно – Бомбей закрыли и охраняли, как самую горячую точку с наивысшим уровнем заражения.

 

Чат навылет

- На самом деле, о себе думать было некогда. Так получилось, что ко мне стали обращаться соотечественники за консультациями. Я решил: надо что-то делать. Сначала хотел объединить красноярцев. Но пока занимался ими, появились люди из Новосибирска, Кемерово, других городов. Стало понятно, что ситуация жёсткая, люди в панике, надо помогать. Открыл чат в мессенджере – туда обратилось множество соотечественников. Началось «мясо» какое-то, неразбериха, дурацкие предложения. Типа: «Давайте напишем, чтобы нам рейс сделали, собрали всех по городам Индии, а потом развезли в России». Люди были просто вне реальности.

Я поначалу пытался им объяснить, что самолёт – это вам не такси и не автобус, чтобы все города облетать. Но участники чата не хотели слушать никакие доводы. «Да как вы смеете так говорить!» - писали мне. Сначала пытался быть лояльным, но в итоге понял, что пора ввести в чате жёсткую дисциплину. У меня за малейший флуд люди оттуда просто вылетали. Правила были простые: помощь нужна - оставайтесь, пришли поболтать – до свидания, организуйте свой чат и там пишите, что хотите. Я помогаю, чем могу, но только тем, кому нужна помощь.

 

Держать связь

- Мы собирали данные обо всех, кто хочет вернуться на родину. Сначала делали это вручную в Excel, потом кто-то меня научил, что можно в гугл-формах работать. Через какое-то время я начал назначать ответственных за регионы. Никто не хотел брать на себя ответственность, приходилось делать это едва ли не насильно. Со временем организовалась команда, мы стали обращаться к российским властям. Я написал обращение ко всем губернаторам, общее обращение в МИД, полпреду СФО Меняйло. Даже не вспомню, сколько этих бумаг разослали! Но у нас была задача: не голосить, как нам здесь плохо, а собрать людей, успокоить, наладить связь с регионами и конструктивно обозначить, что нам требуется.

Удалось очень быстро связаться с Тюменской областью. Там оказался просто суперчиновник, который вник в ситуацию, начал работать, дал свой номер телефона, разрешил звонить в любое время. Ровно такое же отношение было в Иркутской и Кемеровской областях, остальные подтянулись чуть позже. Наладили связь со всеми консулами, сами разобрались, кто из них плевать хотел на работу, а с кем можно разговаривать. Всё это длилось четыре месяца, за это время нам не ответил только Новосибирск - молчал и до сих пор молчит. Просто «забили» на нас. Такое вот отношение. 

 

Обсерватор за свой счёт

- Первое, что нам удалось - организовать трансфер на первый региональный рейс в Новосибирск. На нём летели все, кроме иркутян и тюменцев. Люди вернулись в Кемерово, Красноярск, Новосибирск. Потом сложился красноярский рейс.

Нас становилось меньше, мы постоянно делали перекличку. Помню, одна семья с маленькими детьми находилась южнее нас на 200 км. Им пришлось проделать очень долгий путь – 34 часа на машине. Причём, если во время моего возвращения Индия начала открываться, и мы проезжали два или три блокпоста, той семье пришлось преодолеть 29 блокпостов! Это был полный трэш. Они выехали с запасом времени, чтобы отдохнуть перед полётом, но все повернулось иначе, потому что в каждом штате свои правила. В одном из них ребятам сказали, что они должны обязательно пройти тест на «корону», а пока его делают – жить за свой счёт в обсерваторе.

Надо ли говорить, что индийский обсерватор - далеко не VIP-номер, с непривычки там очень сложно. Тем более если семья с детьми. Но полицейские чётко сказали: «Если поедете искать гостиницу, мы вас повяжем». Мы смогли связаться с консулами, те как-то созвонились с полицией, решили вопрос. (К слову, эти люди из Красноярского края, они где-то в посёлке возле Чулыма живут.) В конечном итоге они успели на рейс, а после прилёта в Красноярск ещё шесть часов ехали домой. Всё это время мы были на связи, я не спал, ждал, пока они вернутся. И когда, наконец, получил сообщение «Всё, мы дома» - почувствовал настоящее облегчение. И счастье.

 

Окончание читайте в следующем номере.

× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.